Татевский монастырский комплекс (Татев) — шедевр слияния гениальной средневековой архитектуры со сказочной природой Армении.
Татев без преувеличения можно считать одним из самых прекрасных и наиболее достопримечательных мест на планете.
Татев также являлся одним из известнейших духовных и образовательных центров средневековья.
Монастырь Татев (Տաթեվի վանք) находится в южной части Армении (регион Сюник) и расположен на краю гигантского ущелья. Стены монастыря Татев кажутся естественным продолжением скалы, вознесшей его столь высоко.
Путь к Татевскому монастырю пролегает через ущелье, спуск к которому очень крут. По дну ущелья течет бурная река Воротан, уходящая в скалы на несколько десятков метров. Природа здесь загадочна и прекрасна.
Добраться до татевского монастыря можно на машине (или на небольшом автобусе) через ущелье, или по кантной дороге. Кабинная супер-современная канатная дорога Татев — самая длинная в мире (5.7 км), зарегистрированная в книге мировых рекордов Гинесса.
С кабины канатной дороги, с высоты 320м над ущелием открывается неописуемый пейзаж слияния неба и земли…
Громадным и недосягаемым кажется это ущелье смотрящему в него, а на юго-западе до самого неба возвышается вершина, носящая имя главы языческих богов армян Арамазда.
Говорят, некоторые потайные ходы ведут в самый низ ущелья и затем даже поднимаются вверх, на противоположную его сторону.
Безмолвный, словно парящий над окружающими горами, он производит очень сильное впечатление.
Лабиринты узких ходов, ведущих из просторных залов в череду помещений разного предназначения, проступающие из темноты очертания ниш, каменные лестницы, аркообразный проем в никуда, подходя к краю которого захватывает дух — земля словно уходит из-под ног и под тобой разверзается бездна — где-то далеко внизу шумит река, а вокруг дыбятся и теснятся бархатные зеленые холмы.
Человеку, впервые поднявшемуся в Татев, кажется, что это крыша мира, и Земля не имеет кровли выше Арамазда.
Человеку, впервые поднявшемуся в Татев, кажется, что это крыша мира и Земля не имеет кровли выше Арамазда.
С этимологией наименования Татевского монастыря связано множество версий.
Одна из них рассказывает, что когда завершилось сооружение главной церкви монастыря, и оставалось только поставить крест на куполе, один из учеников мастера изготовляет крест, соответствующий великолепию храма, и ночью тайком устанавливает его. Он, однако, не успевает спуститься с купола незамеченным и заметив разъяренного мастера, бросается в пропасть, прося у Бога крылья («тал тев» — «дать крылья»). По преданию именно тогда и появилось название «Татев».
Согласно другой версии с просьбой дать крылья — «тев» обратились к Богу оказавшиеся в опасности крестьяне.
Татевский монастырь — построение и архитектура
В 848 году была построена первая церковь имени Григора Просветителя. Она, однако, была разрушена во время нашествия турок-сельджуков, восстановлена в 1138 году и вновь разрушена землетрясением.
На том же месте, в том же композиционном стиле (односводчатый зал) и вновь с тем же именем Григора Просветителя в 1295 году была сооружена такая же церковь вместе с притвором с западной стороны.
Церковь Св. Григора Просветителя прилегает к главной церкви в юго-восточной части. Она имеет односводчатый молельный зал и полукруглый алтарь.
В целом, во внешней простоте архитектуры храма своими богатыми формами выделяются парные крестообразные окна на восточном фасаде и западный парадный вход. Главной церковью монастыря является церковь Св. Погоса-Петроса (Павла-Петра). Она воздвигнута рядом с церковью Св. Григора Просветителя в 895-906 годах.
В 895 году епископ Ованнес при покровительстве Великого князя Сюникского Ашота и его супруги Шушан разрушает старую церковь и на ее месте возводит новую. Он извлекает из стен старой церкви мощи апостолов Погоса (Павла) и Петроса (Петра) и вновь помещает их в стены заново сооружаемой церкви.
По внешнему периметру церкви как на восточной, так и на западной стороне расположены ризницы с полукруглыми нишами. Хотя по композиции она похожа на тип, именуемый купольной базиликой, однако имеет определенные отличия.
В четырехугольном молельном зале на расстоянии 3 метров от главного алтаря расположена только одна пара купольных пилонов.
С западной стороны ту же роль играют углы ризницы молельного зала. Посредством такого решения получился двухпилонный вариант упомянутого типа, что уже является новшеством.
Первоначальный купол храма был разрушен еще во время землетрясения 1138 года. Барабан и купол вновь возведены в 1274 году.
Главный вход в собор расположен с западной стороны.
Имеется еще один вход с южной стороны, к которому впоследствии была пристроена часовня. Окна по средневековому образцу довольно велики.
Особый интерес представляют своды тех окон, в верхней части которых изваяны изображения людей, на которых с обеих сторон направлены головы извивающихся змей (последним приписывается защитное назначение).
Вместо разрушенной старой колокольни в конце прошлого века к церкви с западной стороны пристроена новая колокольня.
Внутренние стены собора в 930 году по инициативе епископа Акопа Двинеци покрыты фресками, некоторые из которых были написаны иностранными мастерами. Эти фрески, которые представляют высокую художественную и искусствоведческую ценность, сохранились частично. Особенно значимыми являлись изображенная на западной стене фреска «Страшный Суд» и изображенная на северной стене фреска «Рождение Христа».
Следующая церковь комплекса – церковь Св. Аствацацин (Богородицы), расположенная над комнатами-склепами (предположительно — усыпальницами) в северо-восточном углу стен монастыря. Церковь построена в 1087 году при настоятеле монастыря епископе Григоре. Учитывая расположение церкви на возвышенности ей придавалось значение и как сторожевой вышке.
На протяжении прямоугольного контура по всему фронту, кроме западной стороны, расположено сооружение, имеющее по две треугольных ниши, без ризниц, а вход с западной стороны. Внешняя архитектура характерна для стиля эпохи. Высокий цилиндрический барабан, возвышающийся над фасадами, решенными в общем целом с ясной простотой, убран орнаментом, охватывающим парные полуколонны и увенчан складчатой мантией.
Одной из известнейших построек Татевского монастырского комплекса является памятник-обелиск – ”Посох — столп” или Вардапетский Посох (“Архимандритский Посох”), посвященный Святой Троице. Он воздвигнут в восьмигранном углублении, окруженном бордюрами.
Трехступенчатая композиция имеет высоту около 6 метров. Поднимающиеся к монолитному каменному постаменту многогранные первая и вторая ступени завершаются карнизами, а третья – вделанным в постамент крест-камнем.
С точки зрения зодчества столп представляет из себя исключительно интересное сооружение. Имеющий каменную облицовку и известково-бетонную сердцевину столп по всей своей высоте не только сопротивляется всякого рода стихиям, но и качке, и благодаря этому в основном известен под названием «Качающийся столп«. Объяснение этому беспрецедентному явлению еще нуждается в уточнении. По мнению некоторых ученых это происходит по причине наличия в основании шарнирных соединений, другие же считают, что качание происходит посредством придания нижней плоскости плиты столпа определенного наклона.
Говорят, что в свое время столп назывался»Вардапетским Посохом», так как семинаристы сдавали экзамен у столпа и, если от их внушительных голосов, звуков духовных песнопений (шараканов) столп начинал качаться, то они удостаивались рукоположения в различные церковные саны: иерея, дьякона, иеромонаха и др. Он также служил в качестве системы оповещения, предупреждая качанием о приближении вражеского войска.
Таков Татевский монастырь — шедевр архитектурной школы Армении и, в частности, Сюника. В восхитительной панораме гор он звучит гармонично, представляя собой неповторимый образец проявления таланта и деятельности созидательных рук человека.
Татевский монастырь расположен вблизи села Татев недалеко от города Горис, в 280 км от Еревана.
Армения богата достопримечательностями, но Татев имеет особое место среди этих достопримечательностей своей уникальностью и красотой.