В редакцию TRN обратился директор туристического агентства из Санкт-Петербурга. Суть вопроса такова: менеджер, проработавший в ТА несколько лет, забрал денежные средства, полученные от туристов и скрылся с ними. Что предпринять директору ТА в такой ситуации, и какова профилактика подобных случаев?
Отвечает наш постоянный эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов: «К сожалению, подобные ситуации нередко возникают среди профессиональных участников туристского рынка. Часто у людей, похитивших денежные средства, заранее присутствует прямой умысел на совершение таких действий. Но имеются и факторы, способствующие таким действиям.
Каждый человек понимает, — если имеет место хищение денежных средств или мошенничество, следует обращаться в правоохранительные органы. В заявлении необходимо описать ситуацию, указать, что именно, когда и при каких обстоятельствах произошло.
Однако хотелось бы акцентировать внимание не на уголовно-правовую составляющую, а на возникновение гражданско-правовой ответственности.
С точки зрения защиты гражданских прав заказчиков туристского продукта можно отметить, что достаточно часто суды производят взыскания именно с турагентов.
Определяющим фактором является установление обстоятельств, при которых тур был реализован, кто производил реализацию, как составлен договор и т. п.
Однако, если тур реализован вне офиса продаж турагента и не от имени турагента, возлагать ответственность на ТА за самостоятельные действия сотрудника-мошенника, будет неправомерно.
В любом случае, лучше не попадать в подобные ситуации. Но если уж это случилось, и сотрудник реализовал туры на большую сумму, затем скрылся с деньгами, необходимо полностью оценить масштаб бедствия и обращаться с соответствующим заявлением в полицию по месту совершения правонарушения.
Но также необходимо минимизировать риски возникновения подобных ситуаций. В качестве рекомендаций предлагаю простой комплекс мер:
1) Оформлять сотрудников в штат с подписанием соответствующих обязанностей по приему денежных средств и по ответственности за них;
2) Получать оплату только безналичным способом (хотя это не всегда удобно и не всегда возможно);
4) Подписывать документы только лично директором и не выдавать доверенность людям, в которых нет полной уверенности;
5) Предусмотреть, что договор действителен только при наличии печати, и хранить ее только у единоличного исполнительного органа или у бухгалтера.
К сожалению, данные действия не могут полностью нивелировать возникновение нежелательных ситуаций, но при таком ведении дел, должной организации учета и контроля, вероятность возникновения неприятных случаев, все-таки снизится».
Если нужна помощь — www.morozovdv.ru