Подвесная канатная дорога длиной в 5.7 километров, протянутая над живописным ущельем реки Воротан, стал самой длинной в мире пассажирской воздушной дорогой, а также одним из самых популярных мест паломничества туристов на юге Армении.
Будучи чудом инженерной мысли, эта канатная дорога не только позволяет любоваться неповторимыми красотами глубокого речного ущелья, но и делает намного доступней путь к монастырю Татев — жемчужине армянского средневековья. Можно сказать, что монастырь — ее отправной и одновременно конечный пункт, поскольку это то самое место, с которого все и началось.
А началось все с идеи возрождения монастыря. Первопрестольный Св. Эчмиадзин изыскивал возможности заново вдохнуть силы в стены когда-то полного жизни Татевского монастырского комплекса. Все переговоры и обсуждения приводили к выводу: чтобы возродить монашеские, академические и культурные традиции, которыми когда-то славился Татев, и обеспечить ему заслуженное признание как объекта мирового культурного наследия, необходимо, в первую очередь, сделать его более доступным.
Идея проекта «Возрождение Татева» возникла, когда один из благотворителей предложил инновационное и амбициозное решение вопроса доступности, которое также могло способствовать экономическому развитию региона, и открывало новые возможности для близлежащих сельских общин, а именно — строительство подвесной канатной дороги — самой длинной в мире среди себе подобных.
Канатная дорога строилась швейцарской компанией «Гаравента» — мировым лидером с более чем 30-летним опытом в области строительства подобных конструкций. Процесс планирования, разработки и закладки фундамента был начат в 2009 г., а строительство было завершено осенью 2010 года.
16-ого октября 2010 года состоялась торжественная церемония открытия канатной дороги «Крыльев Татева»(Տաթեվեր) и официальный запуск проекта «Возрождение Татева».
Воздушный путь протяженностью в 5.7 километров поддерживается тремя опорами, установленными между двумя станциями. Одна из станций расположена на холме над селом Алидзор, а другая — недалеко от Татевского монастыря, у дороги к селу Татев. Максимальная скорость движения составляет 37 км/ч, а дорога в одну сторону займет порядка 11 минут. Максимальная высота канатной дороги над ущельем — 360 метров. В обе стороны курсируют по одному трамвайчику, каждый вместимостью до 25 человек.
Трамвайчики поддерживаются 6-ю тросами (по три на каждый, два из которых поддерживают, а один толкает кабину), разработанными с учетом специфики данной конструкции. Тросы в состоянии удерживать грузы, в 10-15 раз превышающие номинальную нагрузку. Конструкция снабжена также дизельным двигателем, который подключается в случае прекращения подачи электроэнергии.
Из-за сложностей с местной почвой специалистам пришлось изобрести нового типа фундамент для станции Татев.
Строительство «Крыльев Татева» длилось 11 месяцев. Общая стоимость проекта составила порядка $50 млн.
На открытии канатной дороги Татева 16 октября была в основном хорошая солнечная погода с небольшой облачностью. Иногда, время от времени, моросил легкий дождь. Так продолжалось до конца торжественного открытия канатной дороги. В районе 17:00 закончился концерт, и погода резко изменилась. Ветер усилился, вместе с дождем пошел град. В это время один из вагонов канатной дороги находился на полпути, вися над ущельем. Ветер сильно раскачивал вагон, который на миг остановился, однако затем продолжил движение. Такие сильные ураганы не часто бывают в этой местности, и можно сказать, что канатная дорога с достоинством прошла испытание, хотя все пассажиры вагона были достаточно напуганы.