«Если и в самом деле человек впервые ступил здесь на землю… более впечатляющего центра Вселенной и представить нельзя».
Джеймс Брайс, английский ученый и государственный деятель, совершивший восхождение на Арарат в 1876 году, где (по собственному убеждению) обнаружил остатки Ноева ковчега.
В культуре армянского народа есть очевидные ориентиры, которые формируют национальную идею. К ним можно отнести Армянскую апостольскую церковь, алфавит и своеобразный язык не похожий на один из кавказских, геноцид армянского народа на рубеже 19–20 веков и, конечно, гору Арарат. Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель судьбы армянского народа.
Арарат (арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис) издавна считался символом Армении. Когда в двадцатых годах прошлого века между Турцией и Советским Союзом был заключён мирный договор, согласно которому Арарат оказался на территории Турции, для армян это стало самой настоящей трагедией, с которой они не смирились и поныне.
Поэтому герб Армении украшает священная для всех армян гора, на вершине которого расположен библейский Ноев ковчег, а землю вокруг горы считают своей исторической родиной. Интересно, но если смотреть на нее со стороны Армении, для жителей которой это место так же священно, как и Фудзияма для японцев, гора Арарат намного более красива и величественна, чем со стороны Турции, где она ничем не примечательна.
Гора Арарат состоит из двух вершин конической формы, с общим основанием. Армяне называют их именами двух легендарных братьев Сис (малый Арарат, высота — 3925 м) и Масис (большой Арарат, высота — 5165 м). Этот поражающий сознание природный ландшафт возник в результате вулканической деятельности. Именно поэтому восхождения на Масис достаточно опасны: склоны изрезаны ущельями, сходящимися к отвесной и скалистой вершине, покрытой снегами. Говорят, что если люди видят ее без туч и облаков, скрывающих ее очертания, то их ожидает удача.
Вероятно, Арарат проявлял активность в третьем тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и остатки человеческих тел. Последнее извержение Арарата произошло 2 июля 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате землетрясения и схода лавины оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Ахури, расположенные на горе; с тех пор на Арарате нет постоянных поселений.
Склоны Арарата имеют разнообразную флору и фауну, и еще в древние времена были местом для охоты царей.
В массиве имеется около 30 ледников, самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км. Примечателен тот факт, что несмотря на свою массивность и наличие вечных снегов и ледников, Араратские горы не дают начала ни одной реке.
Мартирос Сарьян
Традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). Считается, что слово «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии.
Исследователи считают, что слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.
Это гора всегда будоражила сознание местных жителей и путешественников. С ней связано множество легенд. В древние времена считалось, что Масис был хранилищем храбрых душ умерших, которые всегда оберегали вершину от проникновения людей. Самая известная во всем мире история, связанная с Араратом — это библейский рассказ о вселенском потопе и Ноевом ковчеге, который пристал к суше именно тут, на горе Арарат. Именно с этого места люди вновь расселились по всей земле. Считается также, что Ангелы парят над святой горой и охраняют останки ковчега, которые вероятнее всего находятся под толщей ледников на вершине Масиса.
Существует легенда о том, что святой Яков трижды пытался подняться, чтобы увидеть и поклониться легендарному Ноеву ковчегу, трижды засыпал на дороге, после чего просыпался внизу вулкана. После третей попытки к нему наконец явился ангел, который и поведал о том, что смертным на гору Ноя подниматься категорически запрещено. Поэтому местные верующие на протяжении долгих столетий были убеждены: гора эта священна и взобраться на её вершину простым смертным не под силу.
И. Айвазовский, Сошествие Ноя с горы Арарат, 1889 г.
Одним из первых пытался покорить Масис Акоп Мцбинеци. Он искал останки ковчега. Во время одного из привалов, во сне ему явились ангелы и передали крестообразную частицу ковчега. На том месте, где он прилег, образовался родник, который прозвали Акоповым. Позже в IV в. на северо-восточном склоне в местечке Акори был создан монастырь Св. Акопа.
В 1829 году немецкий естествоиспытатель и врач, профессор Иохан Якоб фон Паррот с четырьмя студентами (среди которых был Хачатур Абовян) первым совершил знаменитое восхождение на Арарат; 27 сентября 1829 года они достигли вершины, где произвели целый ряд метеорологических и магнитных наблюдений
Существует история о том, в 1916 г. русским офицером Росковитским на вершине горы был обнаружен вмерзший в один из ледников ковчег Ноя. Легендарная лодка была им не только измерена, но и сфотографирована. Правда, через год началась революция и все документы безвозвратно пропали.
Это не единственная версия о существовании Ноева ковчега. В 70-х годах прошлого века американцы сфотографирован вулкан с высоты птичьего полёта, после чего на увеличенных снимках в одном из ущелий они обнаружили предмет, напоминающий ковчег Ноя. Найти его, правда, впоследствии не смогли.