Ереван – столица Армении, один из красивейших городов всего Кавказа и Закавказья. Город с почти трехтысячелетней историей, который десятки раз уничтожали и который десятки раз возрождался, как и вся Армения.
Происхождение Еревана теряется в глубине веков, название же города, как принято считать, произошло от армянского глагола «эрэвель» — явиться. Это связывается с преданием, будто местность эта первой явилась взору спускавшегося с Арарата Ноя, который и построил здесь первый послепотопный город.
…В 1916 году на Ванской скале была найдена каменная летопись урартского царя Аргишти I, который взошел на престол в конце VIII века до нашей эры — в трудное для страны время, когда ее жителям пришлось вступить в борьбу с ассирийцами. Его отец, царь Менуа, при котором началось возвышение Урартского царства, от других царей отличался своей строительной деятельностью, о чем говорят оставленные им многочисленные клинообразные надписи. Он строил крепости, дворцы и храмы, с его именем связано укрепление города‑цитадели Тушпы и сооружение целой системы оборонительных крепостей на ближних и дальних подступах к нему. Царь Менуа соорудил множество ирригационных каналов, среди которых пользуется известностью канал Шамирам, до сих пор подающий воду в район города Ван.
Царь Аргишти I продолжил дело отца. На пятом году своего царствования, что было в 782 году до нашей эры, он построил крепость Эребуни и поселил в ней 6600 воинов.
По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: «город Эребуни я построил для могущества страны Биайнили (и) для усмирения вражеской страны. Земля была пустынной (и) ничего не было там (раньше) построено. Могучие дела я там совершил 6 (?) тысяч 600 воинов стран Хате и Цупани я там поселил…»
Но в каком именно месте царь Аргишти I возвел крепость и с нее ли начинался Ереван — на эти вопросы наука не могла ответить до 1950 года. В тот год археологические раскопки проводились на холме Арин‑берд, который возвышается на окраине Еревана. Археологи нашли тогда множество великолепных фресок, сохранившихся на древних стенах, но сразу извлечь все было невозможно. И тогда они решили все отрытое на время засыпать землей — доверить ей бесценные фрески еще на год.
Рядом лежала базальтовая плита, которая мешала брать землю. Когда рабочие отодвинули ее, то взорам ученых предстала клинописная надпись. Теперь надо было сравнить летопись, найденную на Ванской скале, с вновь обнаруженными сведениями. Факты совпали, и было установлено, что Эребуни — это первое название Еревана и что город был основан в 782 году до нашей эры. Так из далеких веков пришло в наше время каменное послание о том, как и когда возник один из древнейших городов мира.
При основании города царь Аргишти I несомненно учитывал свои стратегические цели, рассматривая Эребуни как военный плацдарм, укреплявший позиции Урарту в северной части завоеванных земель. Клинописные надписи указывают, что цитадель Эребуни постоянно расширялась, обрастая все новыми сооружениями.
Самым большим сооружением цитадели был дворец, который служил царю резиденцией, когда он бывал в этом районе Араратской равнины. Дворец сохранился настолько хорошо, что его уцелевшие стены, высота которых достигает четырех метров, вполне отчетливо обрисовывают его общий план — с парадными залами, культовыми сооружениями и т.д.
В нескольких километрах от Арин‑берда возвышается другой холм — весь красного цвета. Он так и называется Кармин‑блур — Красный холм. В конце 1930‑х годов ученые обнаружили здесь клинопись, упоминавшую имя другого урартского царя — Русы. А на каменном фундаменте древнего храма было высечено название крепости и города — Тейшебаини, названного по имени бога войны Тейшебы. Город этот был моложе Эребуни, и потому археологические находки в нем оказались богаче. Из Эребуни в Тейшебаини перекочевали оружие, шлемы, колчаны, щиты, украшения из бронзы, золота и серебра. Тейшебаини была мощной крепостью, а город — крупным административным центром, окруженным садами, виноградниками и полями пшеницы.
Тейшебаини прожил одно столетие и погиб в начале VI века до нашей эры. Его штурмовали скифы, в крепости бушевал пожар, на века окрасивший холм в огненно‑красный цвет. Жизнь в Эребуни продолжалась до V—IV веков до нашей эры. С падением Урартского царства на Араратской равнине возникли новые города — Арташат, Двин и другие, которые отодвинули Ереван на второй план, однако и при этом город продолжал играть важную роль в жизни страны.
Новое возвышение Еревана связано с ростом города Двина, который во второй половине V века стал столицей Армении. Двин быстро сделался крупным торговым центром, и одна из его торговых караванных дорог проходила как раз через Ереван, что и способствовало его расцвету.
Первые письменные источники о Ереване на армянском языке относятся к началу VII века. На церковном соборе, созванном в 607 году католикосом Абраамом в городе Двине, присутствовали (как сказано в «Гирк‑Тхтоц» — «Книге писаний») два представителя от Еревана — настоятели Давид и Джаджик. К этому времени по своей территории и по числу жителей Ереван был уже выше обычных сельских поселений. В нем размещалась укрепленная крепость, из которой горожане не раз отражали натиски арабских завоевателей.
Иноземные нашествия приносили серьезный урон экономическому развитию Еревана и всей Армении. В XI веке начавшаяся было относительно мирная жизнь была вновь прервана чужеземным нашествием. Турки‑сельджуки, а потом монголо‑татары, огнем и мечом завоевывавшие Армению, разрушили многие города, а некоторые вообще стерли с лица земли. При монголах были сохранены только те из армянских городов, которые были превращены в административные центры, к их числу относился и Ереван. Со второй половины XIII века он вновь становится важным узловым пунктом на путях из Араратской долины в Северное Закавказье.
Как «столица Страны Араратской» Ереван впервые упоминается в XV веке, однако в течение еще почти долгих четырех столетий городу не довелось идти по пути своего естественного развития. Средневековый Ереван по уровню своего развития так и не достиг масштаба большого города: всякий раз, как только появлялись сколько‑нибудь заметные признаки оживления и созидательной жизни, город разорялся иноземцами, после чего ему приходилось возрождаться заново.
В конце XIV века Ереван подвергся нападению армии Тимура, в 1554 году турецкие войска заняли город, предали его огню, а над жителями учинили дикую расправу. Не прошло и 50 лет, как персидская армия под командованием Шах‑Аббаса окружила Ереван, где укрепились главные силы турецких войск. Впереди своих войск к стенам осажденной крепости Шах‑Аббас погнал безоружных армянских крестьян, в это же время в самом городе турки учинили резню оставшихся жителей. Кроме того, солдаты обеих армий охотились за людьми, брали в плен женщин и детей и продавали их на невольничьих рынках.
Военные действия между Турцией и Персией прекратились только в 1639 году — за счет раздела Армении: западная часть страны отошла к Турции, восточная вместе с Ереваном — к Персии. Восточной частью Армении управлял сардар (персидский губернатор), а Ереваном — назначаемый им полицмейстер, которому подчинялся огромный чиновничий аппарат, содержание которого тяжким бременем ложилось на жителей.
Основная часть населения Еревана состояла из коренных жителей — армян, которые традиционно занимались земледелием, животноводством и садоводством. К концу XVII века в их занятиях весьма значительную роль стали играть ремесла — гончарное, столярное, лудильное и др.
Как и в других средневековых городах, ремесленники Еревана были объединены в цехи, призванные ограждать их от феодального притеснения. Однако огромные богатства ежегодно присваивал сардар, двор которого по роскоши своей мало чем отличался от шахского. Один из последних сардаров, известный под именем Гусейн‑Кули‑хана, несмотря на свой преклонный возраст, содержал гарем, в котором томилось более 60 женщин.
Этот сардар был настоящим тираном: он казнил людей, выступающих против иноземного гнета, по его прихоти многих лишали языка, глаз, рук… Особой жестокостью отличался брат сардара — Гасан‑хан, о котором в романе «Раны Армении» зачинатель новой армянской литературы Х. Абовян писал как о самом настоящем звере, от «одного шага которого трепетали горы и ущелья. Для него что голова человека, что луковица — было одно и то же». Гасан‑хан тренировался в стрельбе, стреляя из своего дворца в сторону дороги, располагавшейся на правом берегу Раздана. И часто попадал в крестьян, когда они со своими волами возвращались из города в деревню…
Расправа по малейшему поводу, а часто и без всякого повода, подстерегала горожан на каждом шагу, поэтому каждый старался как можно тщательнее спрятаться от всевидящего ока сардарских погромщиков. Хотя ереванцы платили особый налог за ночную охрану, нередко в их дома ночью врывались бандиты, причем зачастую это были сами помощники сардара. Х. Абовян в упоминавшемся уже романе отмечал, что «люди… всякую минуту ждали, что вот‑вот на них упадет огонь с неба, — так каждый содрогался и трепетал за себя, так боялся ненароком попасть в беду… Вечером человек не знал, наступит ли для него утро; на рассвете не надеялся, что здоровым и невредимым закроет к ночи глаза».
Однако жестокое иноземное иго не поработило свободолюбивый армянский народ.
Стремление армян и грузин освободиться от персидской тирании совпало и с восточной политикой царского правительства России. Русские войска под командованием П.Д. Цицианова в 1804 году вступили на территорию Ереванского ханства, где армянские жители оказывали им всяческую помощь: снабжали их продовольствием и фуражом, а также сообщали ценные сведения. Однако прошло еще долгих 20 лет, пока русские войска под командованием И.Ф. Паскевича не ворвались в Ереванскую крепость.
План штурма Ереванской крепости был разработан декабристом М. Пущиным, а первым ворвался в осажденную крепость полк, которым командовал декабрист И. Шипов. Декабрист А. Лачинов, участник этого штурма, вспоминал впоследствии: «С трогательным энтузиазмом встречал нас везде угнетенный и измученный армянский народ. Как молились, плакали от радости… старые и молодые, мужчины и женщины — все бежали к русскому войску, восклицая: русь! русь! здрасти!»
Праздник в городе в честь падения персидского владычества продолжался несколько дней, а 6 октября состоялся торжественный военный парад, который завершился 101 залпом. В память одержанной победы в России была учреждена медаль «Взятие Ереванской крепости».
В честь многовековых свободолюбивых устремлений армянского народа на привокзальной площади Еревана установлен памятник Давиду Сасунскому — былинному герою с горячей и чистой душой, одаренному величайшей доблестью. Он изображен в стремительном порыве, готовый сразить коварного врага огненным мечом, разящим как молния. Джалали — сказочный конь, покоряющий в своем беге просторы небесные и глубины морские, — вздыблен на огромной базальтовой глыбе. В каменном пьедестале, поставленном в бассейне (диаметр его 25 м), высечена чаша, в которую стекаются выбивающиеся из глыбы струйки воды. Если кто‑нибудь вздумает посягнуть на свободу Армении, тогда переполнится чаша народного терпения и Давид Сасунский вновь выступит на защиту угнетенных.
Ереван не похож на те города, по кварталам и улицам которых можно читать следы исторических эпох. Многого не сохранил этот город в тяжкие времена своего существования. Его грабили, сжигали, разрушали, а однажды даже выкупили у завоевателей‑монголов. Об этом можно прочитать на стене церкви XIII века, которая приютилась во дворе одного из новых зданий на улице Абовяна. Армянин‑негоциант, «сын Аветянов Сахмадин» из города Ани оставил такую надпись: «Купил Ереван с его землей и водой и превратил в наследственное владение. Год 1264».
Ереван является ровесником Вавилона, Ниневии и Персеполя — городов, которых сейчас нет.
А он живет и молодеет, оставаясь древним и величественным. Просторный, сверкающий зеленью парков и чистыми струями фонтанов, город неотделим своими контурами, красками и характером от холмов, что высятся на его окраинах.
Ереван — розовый, желтый, оранжевый, белый, красный, лиловый… Нельзя уловить все краски и оттенки туфа, базальта и гранита: каждую минуту все меняется от игры света и теней. Ереван, может быть, единственный город в мире, где никогда не красят фасады домов.
Природа по своему разумению выкрасила эти чудо‑камни и подсказала армянским зодчим самобытные и неповторимые архитектурные формы.
В Ереване представлены все из возможных стилей архитектуры. В историческом центре и районах столицы можно увидеть красивейшие армянские церкви, как старинные, так и выполненные недавно.
Основная часть зданий в центре столицы и ряде районов выполнена в стиле армянского неоклассицизма, который выделяет Ереван среди других столиц бывшего СССР. На улицах Малого центра можно встретить изящные, элегантные двухэтажные и одноэтажные особняки 19-го века, отделанные черным и красным туфом, украшенные резьбой по камню и балкончиками. Здесь же, каждый год вырастают огромные бизнес-центры, жилые комплексы из стекла и бетона, живет своей жизнью сюрреалистический квартал Конд с кривыми каменными переулками, красуются здания 1920-х годов в стиле модерн.
С приобретением независимости Республикой Армения в 1991 году и после нескольких лет энергетического и продовольственного кризиса Ереван стал одной из динамично развивающихся мировых столиц. Здесь можно увидеть современные здания из стекла и бетона, в центре города и его районах постоянно создаются новые архитектурные комплексы.
Красивейшая панорама столицы открывается с вершины огромной лестницы с фонтанами – Каскада, у подножия которой находится памятник Александру Таманяну. Здесь же можно найти работы всемирно известных скульпторов, в том числе скульптуру Фернандо Ботеро «Черный кот”. Над Каскадом возвышается Монумент обновленной Армении и располагается Дом-музей Ш.Азнавура, а с лестничных пролетов или эскалатора, вход на который в начале лестницы можно попасть в залы Центра современного искусства Гафесчян. Один из красивейших ансамблей города – Площадь Республики с поющими фонтанами, зданиями Правительства и министерств, гостиницей «Мариотт Армения” и Историческим музеем Армении, связывает с Театром оперы и балета Северный проспект – современная пешеходная улица с многоэтажными офисными и жилыми зданиями, роскошными магазинами, открытая в 2007 году.
Театр оперы и балета, творение А. Таманяна, окружен уютными площадью Свободы и площадью Франции с кафе и ресторанами в тени зеленых насаждений. Вокруг театра стоят памятники великим армянским композиторам – Комтасу, Араму Хачатуряну. Другой улицей, которая как луч отходит от Площади Республики является историческая улица Абовяна и улица Налбандяна, на которых сохранились здания застройки 19-го века, изящно отделанные черным туфом. Улицы Абовяна и Налбандяна пересекают важные культурные и транспортные артерии города – улица Туманяна и проспект Саят-Нова.
На улице Абовяна находится самая старинная из сохранившихся ереванских церквей – Церковь Сурб Аствацацин Катогике, которая была построена в 13-м веке. В начале 17-го века к ней была пристроена часовня, на месте которой после землетрясения 1679 года была возведена базилика Сурб Катогике, которая была варварски снесена в 1936 году В это же время Церковь Сурб Аствацацин была скрыта от глаз жителей Еревана зданием института языка, которое демонтировали лишь через несколько лет после падения советской власти. Церковь Сурб Аствацацин, которую также сейчас называют и Сурб Катогике – единственная церковь Еревана, сохранившаяся после землетрясения 1679 года и представляющая собой жемчужину религиозной архитектуры города. Она невелика по размерам, ее венчает остроконечный многогранный купол: церковь отличает удивительная атмосфера, чувство прикосновения к Христианской Вечности.
Неподалеку от Площади Республики к улице Абояна примыкает уютная площадь Ш.Азнавура с кинотеатром «Москва”. Улица Абовяна с многочисленными магазинами, кафе и ресторанами пересечена несколькими улицами, в том числе улицами Московян и Исаакян, которые вместе с параллельной Абовяна улицей Терьяна образуют один из наиболее популярных у ереванцев парк с фонтанами, и кафе, полукругом примыкающий к Театру оперы и балета, Каскаду. Здесь можно увидеть памятники поэту Ваану Терьяну, писателю Аветику Исаакяну, другие скульптурные композиции, С другой стороны от улицы Абовяна улицы Исаакяна и Московяна переходят соответственно в улицы Алека Манукяна и Ханджяна, которые продолжают бульварное кольцо с фонтанами, кафе и ресторанами.
Улица Абовяна также пересекается улицей Корюна, которая вместе с улицей Чаренца образует еще одно кольцо и заканчивается элегантными зданиями Медицинского университета и красивым сквером с памятником писателю Хачатуру Абовяну, откуда расходятся дороги в дальние районы столицы – Нор-Норк и Зейтун, в том числе улица Мясникян, проходящая через ущелье с зоосадом и аквапарком. Между Нор-Норком и Зейтуном находится Ботанический сад, где представлены уникальные деревья и кустарники различных континентов.
Красив проспект Тиграна Великого, где находится величественный Кафедральный Собор Святого Григория Просветителя, возведенный к 1700-летию принятия Христианства Арменией. В Соборе хранятся реликвии Григория Просветителя, привезенные из Неаполя: здесь, после освящения храма побывал Папа Римский Иоанн Павел II. В окрестностях Собора — памятники военачальникам и борцам за независимость Армении – Вардану Мамиконяну и Андранику и уютный парк.
Проспект соединяет Площадь Республики и вокзал на площади Давида Сасунского – героя армянского эпоса, памятник которому стоит посреди площади. Здание вокзала представляет архитектурную ценность и вписано в ансамбль проспекта и площади.
К проспекту Тиграна Великого примыкает улица Республики, в начале которой практически полностью сохранилась застройка старинными домами с отделкой из черного туфа.
Параллельно проспекту Тиграна Великого идет проспект Аршакидов, где находится парк имени Комитаса с Пантеоном деятелей науки и искусства, где захоронен великий композитор. Также в парке есть дельфинарий.
Улица Амиряна соединяет центральную площадь с проспектом Маштоца – главной улицей города, который проходит через центр столицы с Театром оперы и балета и Евангелия на армянском языке, самая маленькая, самая большая и самая тонкая книги в мире. На холме, над зданием Матенадарана и проспектом доминирует монументальная статуя Мать – Армения, которая изображает Армению в виде красивой женщины с мечом в руках.
Монумент находится в Парке Победы с Вечным огнем в память о героях Великой Отечественной и Карабахской войн. Здесь также находится военный музей, в парке многочисленные места отдыха и аттракционы для детей.
Проспект Маштоца пересечен несколькими улицами, в том числе Пушкина, Бюзанда и Арама: недалеко от перекрестка проспекта и улицы Пушкина, в историческом квартале Шаар находится Церковь Сурб Зоравор 1693 года. Эта церковь, известна ажурными хачкарами на внешних стенах, стоит на месте гробницы Святого Анании: ранее здесь располагался большой монастырь, который был разрушен землетрясением 1679 года. В начале проспекта Маштоца находится Церковь Сурб Саркис, которая в современном виде была отстроена в 1835 – 1842 годах после того, как в 1679 году земелетрясением был уничтожен Монастырь Сурб Саркис, существоваший здесь со времен принятия Христианства.
Проспект Маштоца начинается у трехарочного моста Победы – Ахтанак, который перекинут через живописное ущелье реки Раздан с парками, озерами, водопадами, кафе. Мост ведет к Коньячному заводу «Арарат”, стадиону «Раздан”, в один из центральных районов — Норагюх, также от моста в сторону центра начинается улица Аргишти, на которой находятся здание бывшей Эриваньской крепости с винно-коньяным заводом «Ной” и ультрасовременное здание Мэрии Еревана на перекрестке с улицей Святого Григория Просветителя: после перекрестка начинается бульвар, образованный улицами Бейрута и Италии, которые в направлении Площади Республики переходят в улицу Вагена Саргсяна. Эти улицы образуют еще одну зону отдыха с фонтанами, ресторанами и Английским садом.
На противоположном берегу реки Раздан, куда можно попасть через мост Ахтанак, возвышается плато Цицернакаберд, что в переводе с армянского означает «крепость ласточки”. Здесь находится Мемориальный комплекс , посвященный памяти 1,5 миллиона невинных жертв Геноцида армян, осуществленного турками-османами в 1915 — 1923 годах. Монумент возведен в 1967 году и представляет собой мавзолей из 12 пилонов, которые окружают Вечный огонь: здесь звучат бессмертные мелодии великого армянского композитора Комитаса, который пережил всю боль Геноцида и, оставшись живым, лишился рассудка.
Аллея к мавзолею отделена от парка при комплексе стеной, на которой с одной стороны начертаны названия городов и селений, погибнувших при Геноциде, а с другой – имена иностранных писателей, журналистов, которые внесли вклад в открытие миру правды об ужасах Геноцида. Стена – символ трагедии жертв Геноцида, который был скрыт от глаз мирового сообщества и совершен турками вероломно. В начале аллеи также хачкары в память о жертвах погромов армян азербайджанцами в Сумгаите, Баку и Кировабаде в 1988 – 1990 годах.
Вдоль траурной аллеи деревья, которые посадили политические деятели различных стран в знак солидарности с народом Армении. Рядом с мавзолеем обелиск, рассеченный на две неравные части, символизирующие разделение Западной и Восточной Армении, разделение армянского народа на Диаспору и Республику Армения и в то же время, олицетворяющего стремление к объединению, возрождение Армянской цивилизации.
Каждый год 24 апреля тысячи армян со всего мира и иностранные гости посещают Мемориальный комплекс. На территории комплекса действует Музей Геноцида армян, где представлены свидетельства этой трагедии. На другой стороне Мемориального парка находится Спортивно-концертный комплекс имени К. Демирчяна.
В одном из западных районов города, Себастии, находится военное кладбище героев Армении – Ераблур: здесь захоронены борец за свободу Армении Андраник Озанян, герой Карабахской войны Монте Мелконян, премьер-министр Армении 1999 года Вазген Саргсян. От Площади Франции у Театра оперы и балета начинается проспект Маршала Баграмяна с комплексами резиденции Президента Армении, Национальной академии наук, Национального Собрания Армении, музеем великого композитора Арама Хачатуряна, Парком влюбленных, посольствами некоторых стран и памятником маршалу Баграмяну. Проспект заканчивается Площадью Дружбы, от которой отходят улицы Киевян в направлении Спортивно-концертного комплекса и района Ачапняк и улица Акопяна, которая устремлена на север к проспекту Комитаса – главному проспекту района Арабкир.
Между проспектами Маштоца и Баграмяна находится один из старейших центральных районов Еревана- Конд с Церковью Сурб Ованнес Мкртыч–Святого Иоанна Крестителя. Эта красивая церковь в виде трехнефной базилики была построена в 1710 году на месте разрушенной землетрясением средневековой церкви, была реконструирована в 1980-е годы архитектором Арегом Исраэляном – сыном знаменитого зодчего Рафаэля Исраэляна. При церкви действует учебно-культурный центр.
Застройка района Конд практически не претерпела изменений за сотни лет – здесь по-прежнему ютятся маленькие каменные домики, увитые виноградниками и образующие причудливые дворики и улочки. Недалеко от Конда есть Детская железная дорога в Детском парке имени Х. Абовяна. С востока и юга к центру города прилегают районы Норк-Мараш и Сари-Таг, застройка которых напоминает Конд. В Норк-Мараше находится Церковь Сурб Аствацацин – Пресвятой Богородицы. Церковь была восстановлена после землетрясения 1679 года в 18-м веке и перестроена в 20-м веке.
Практически в каждом районе Еревана есть красивые церкви, многие из которых построены совсем недавно в соответствии с канонами армянской религиозной архитектуры.
В районе Канакер находится Церкви Сурб Аствацацин, Сурб Акоп 17-го века и старинная русская церковь, а в Норагавите – Церковь Сурб Геворк того же века.
В районе Аван есть руины часовен 12-го века и храма 6-го века, а также кладбище с хачкарами 6 – 17-го веков.
В районе Ариндж – руины монастыря Дзагаванк 7 – 14-го веков, часовни с хачкарами 12 – 13-го веков и действующего церковь 17-го века.
Ереван – город музеев и театров: в центре города они встречаются на каждом шагу! В музеях Еревана экспонируются свидетельства богатейшей и сложной истории Армянской цивилизации и других народов мира, творения армянских гениев всех времен.
На Площади Республики находится музейный комплекс, в который входят Музей истории Армении и Национальная картинная галерея, где представлены шедевры армянской, западноевропейской и русской живописи.
Ереванский Матенадаран – богатейшее собрание средневековых рукописей и книг в мире. Здесь представлены более 17 000 манускриптов и книг по истории, философии, медицине, литературе, астрологии на армянском и многих других языках.
В Матенадаране размещены памятники армянской письменной культуры с эпохи возникновения письменности до 19 века, в том числе Эчмиадзинское Евангелие 989 года с окладом из слоновой кости.
Музей-институт Геноцида армян основан в 1995 году, его миссией является сбор, исследование, публикация, обнародование, сохранение и экспозиция документов, фотографий и публикаций, связанных с Геноцидом армян, организованным правительством Османской империи и Турции в 1915 – 1923 годах.
В Эребуни можно увидеть уникальные урартские фрески и руины царского дворца. В юго-западной части Еревана, на холме Кармир-Блур, находятся руины крепости Тейшебани – последнего оплота Урарту.
Здесь находилась грандиозная крепость и городские кварталы: сохранились остатки крепостных стен, уникальной ирригационной системы, винных погребов с многочисленными карасами – огромными глиняными сосудами для вина, частично закопанными в землю.
День города 11 октября